Что такое настоящая хунта?
Sep. 12th, 2016 02:56 pm![[identity profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/openid.png)
![[community profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/community.png)

Утром 12 сентября 1973 года в главной советской газете Правда миллионы граждан СССР прочли тревожное сообщение ТАСС: “Военный мятеж в Чили”. За день до этого чилийская армия под предводительством генерала Аугусто Пиночета штурмом взяла президентский дворец Ла Монеда, в котором забаррикадировался действующий глава государства, социалист Сальвадор Альенде.

“Я не уйду в отставку,— публиковала Правда радиообращение президента Чили.— Я заявляю о своем непреклонном намерении дать отпор любыми средствами, которые имеются в моем распоряжении”.
Когда этот манифест вышел в советской прессе, Альенде был уже мертв. Переворот состоялся.

Режим Пиночета в СССР нарекли хунтой. Хотя это испанское слово переводится как совет, собрание. Но в русском языке с подачи кремлевских идеологов этот неологизм в дальнейшем стал означать исключительно власть военных, совершивших переворот и установивших диктатуру.
Для властей Союза переворот в Чили был особенно болезненным. Во-первых, в 1970 году в этой латиноамериканской стране впервые в истории человечества к власти путем демократических выборов, а не в результате революции пришли левые силы, исповедующие марксизм.

Знал бы Сальвадор, то остался бы в Киеве
Хотя социалиста Сальвадора Альенде назвать коммунистом можно было с очень большой натяжкой. Даже в чилийской армии вполне легально «советили» американские советники, а разные ларьки с булочными и парикмахерскими национализировать никто не собирался (в отличие от медных рудников, что не нравилось бывшим хозяевам медных рудников).

Но, тем не менее, Чили потихоньку скатывалась в нищету по кубинскому сценарию, чего не одобрили военные. Пиночет скинул кентам смску с кодовой мессагой: «Над Сантьяго идет дождь!» с отсылкой к франкистскому «Над всей Испанией безоблачное небо». Без особых трудов законные демократические власти были выпилены, а президент Альенде стал героем во всех смыслах этого слова.
Приход к власти Пиночета обрушил все надежды Советского Союза на получение нового союзника, подобного Кубе, под боком у официального Вашингтона.
В Чили рухнула не только социалистическая республика — разлетелся в щепки гражданский мир. Пиночет развязал большую чистку — сторонников Альенде убивали на улицах средь бела дня, ссылали в концлагеря, один из которых наскоро соорудили на крупнейшем стадионе страны — Насиональ де Чили.

Но переступив через большую кровь, которой трудно найти оправдание, Республика Чили под руководством Пиночета взяла курс на свободную, неолиберальную экономику. И в результате страна стала самой богатой на континенте.
